МБДОУ Детский сад № 21 «Жар-птица»

Нормативно-методическая база

Нормативно-методическая база ДОУ

Цель изучения: изучение федеральных законов, ГОСТов, классификаторов, регулирующих документационную деятельность в России.Вопросы для изучения:1.Состав нормативно-методической базы ДОУ.
2.Стандартизация и унификация системы ДОУ.
3.Общероссийские классификаторы документации.
4.Государственная система документационного обеспечения управления.Состав нормативно-методической базы ДОУ.В настоящее время документационное обеспечение управления на предприятиях, в организациях и учреждениях регулируется действующим законодательством, распорядительными документами вышестоящих органов,  правилами и указаниями архивного управления.
 Нормативно-методическая база ДОУ — это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации или учреждения. Эта база также включает регламентацию деятельности службы ДОУ и других служб аппарата управления (штаты, функции, структуру, техническое обеспечение и другие аспекты).
Нормативно-методическая база ДОУ включает:1.законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;2.постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.), регламентирующие вопросы документационного обеспечения управления на федеральном уровне;3.государственную систему документационного обеспечения управления (Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ — Приказ Главархива СССР от 25.05.88 № 33);4.правовые акты органов представительной и исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образований, регламентирующих вопросы ДОУ;5.правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по ДОУ различных организаций;6.государственные стандарты на документацию;7.унифицированные системы документации;8.общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;9.нормативные документы по организации и охране управленческого труда служащих службы ДОУ;10.нормативные документы по организации архивного хра­нения документов.Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, 1-я часть которого принята 21 октября 1994г., 2-я часть – 22 декабря 1995г.  Гражданский кодекс РФ  устанавли­вает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их. возникновения или прекращения, подтверждения правоотношений и др. Например, ст. 51 и последующие статьи главы 4 Гражданского кодекса устанавливают виды документов, применяемых при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица.Наряду с Гражданским кодексом РФ отдельные стороны работы с информацией и документацией регулируются  специальными федеральными законами.
Закон Российской Федерации "О техническом регулировании" от 10 июля 1993 г. № 5154-1 устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех органов управления, и определяет меры государственной за­щиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации и в области документационного обеспечения управления.Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗустанавливает, что информационные ресурсы (документы и массивы документов) являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом, наряду с другими ресурсами. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов.Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. К государственной тайне закон относит защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.В Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» отражены основные требования к ведению бухгалтерского учета, определены обязательные реквизиты первичных учетных документов, уточнен состав бухгалтерской отчетности коммерческих организаций и установлены сроки хранения учетных документов, бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.Гражданский кодекс РФ, Основы законодательства и Федеральные законы нашли свое дальнейшее развитие в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, положениях и правилах.Специалист должен знать положения:1.Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в редакции Указа Президента РФ от 24.01.98 № 61);2.Постановления Правительства РФ от 5 декабря 1991 г № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»;3.других нормативных правовых документов.Все перечисленные нормативные документы имеют большое значение для организации делопроизводственного процесса на предприятиях.Стандартизация и унификация системы ДОУБольшая часть управленческой информации закрепляется в виде документов. Сам процесс управления характерен значительным разнообразием и повторяемостью рабочих ситуаций и предпринимательских действий по их разрешению. Основным направлением совершенствования документации являются унификация и стандартизация.
Под унификацией понимается приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию.
Унификация документов производится в целях сокращения количества применяемых в управленческой деятельности документов, типизации их форм, установления единообразных требований к оформлению документов, создаваемых при решении однотипных управленческих задач, снижению затрат на подготовку и обработку документов, достижения информационной совместимости баз данных, создаваемых в различных отраслях деятельности.
Рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, созданный по единым правилам и требованиям и применяемый в определенной области деятельности, называют унифицированной системой документации (УСД).Суть стандартизации заключается в возведении в норму, обязательную для применения, оптимальных правил и требований по разработке и оформлению документов, принятых в установленном порядке для всеобщего и многократного их применения в делопроизводстве. Результаты разработки при этом оформляются в виде межгосударственных (ГОСТ), государственных (ГОСТР), отраслевых (ОСТ) стандартов и стандартов предприятий, учреждений и организаций (СТП).Результатом работы по унификации и стандартизации могут быть как стандарты на отдельные виды документов (например ГОСТ 7.32-2001 "Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления"), так и на унифицированные системы документации. Например, ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" входит в состав унифицированной системы организационно-распорядительной документации (УСОРД). Кроме того, в стране действуют унифицированная система банковской документации, документации по учету труда и его оплаты, внешнеторговой документации и т.д.  полный перечень УСД дан в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93.Требования к разработке унифицированных форм документов
  1. Унифицированные формы документов разрабатываются при необходимости формирования новых показателей для решения задач управления. Не допускается дублировать показатели в различных формах документов.
  2. Реквизиты форм документа размещают на основе формуляра-образца, построенного с учетом рационального использо­вания двух сторон листа для форм документов, бланки которых изготавливаются типографским способом. Вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Номера страниц про­ставляются в середине верхнего поля листа арабскими цифрами.
  3. Содержательную часть формы документа следует оформлять в соответствии с ГОСТ 1.5-85. Допускается оформлять содержательную часть документа в виде текста.
  4. Наименования реквизитов унифицированных форм документов должны соответствовать наименованиям, принятым в общероссийских классификаторах технико-экономической информации (ОКТЭИ).
  5. В наименованиях граф, в которых предусматривается простановка кодов, следует указать сокращенные наименования используемых классификаторов или принятую для них идентификацию.
  6. Постоянные реквизиты форм документов должны, как правило, предшествовать переменным. Первые графы таблицы в зоне, содержащей реквизиты, подлежащие обработке средствами вычислительной техники, должны быть отведены для реквизитов, идентифицирующих при вводе в ЭВМ информа­цию, размещенную в строке.
  7. При использовании метода контрольного суммирования рекомендуется для записи контрольных сумм, предназначенных для защиты информации от случайных ошибок, отводить последнюю строку таблицы и (или) ее графу с учетом требований вычислительных средств, применяемых при обработке данных.
  8. Требования к текстам документов и порядок их изложения определяются по нормативным документам на организационно-распорядительную документацию.
  9. Сокращения слов в формах документов должны соответствовать действующим правилам орфографии и пунктуации и сокращениям, принятым в ОКТЭИ.
Классификация унифицированных форм документовВ зависимости от уровня утверждения унифицированные формы документов разделяются на четыре категории:— государственные (общероссийские);
— отраслевые (ведомственные);
— субъектов Российской Федерации;
— формы документов объединений, предприятий, организаций.Общероссийские классификаторы документации.Важными средствами информационного обеспечения яв­ляются классификаторы технико-экономической и социальной информации. Они обеспечивают интегрированную обработку данных в автоматизированных информационных системах.Классификаторы технико-экономической и социальной информации  нормативные документы, содержащие систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды.В настоящее время действуют 37 общероссийских и продолжающих действовать общесоюзных классификаторов. Совокупность классификаторов, а также научно-методических и нормативно-технических документов по их разработке, ведению и внедрению составляют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.В зависимости от области применения, классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятий.
По содержанию все многообразие классификаторов можно подразделить на следующие группы:1.Классификаторы информации об управленческих документах, задачах, решаемых в автоматизированных системах управления, видах деятельности, экономических и социальных показателях:Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)
Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)
Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)2.Классификаторы информации об организационных структурах:Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства ( ДЕЙСТВОВАЛ до 2003 года) 
Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 года № 454-ст принят и введен в действие с 1 января 2003 года Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), разработанный Минэкономразвития.3.Классификаторы информации о населении и кадрахОбщероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).Государственная система документационного обеспечения управления.Наиболее полным межотраслевым документом по организации документационного обеспечения управления является изданная в 1990 г.  Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Нормы и правила ГСДОУ базируются на основных положениях Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), созданной в СССР в 1973г. и сыгравшей важную роль в оптимизации документационных процессов в отечественной экономике.ГСДОУ - совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях и общественных организациях.Основная цель ГСДОУ - упорядочение документооборота организаций, сокращение количества и повышение качества документов, создание наиболее благоприятных условий для применения технических средств и современных технологий сбора, обработки  и анализа информации.Основные положения ГСДОУ охватывают вопросы документирования управленческой деятельности, организации работы с документами, механизации и автоматизации работы с документами, организации службы документационного обеспечения управления.Положения ГСДОУ получили развитие применительно к соответствующему уровню управления в Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ. 6 июля 1992 г. Государственной архивной службой утверж­дена Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. Она введена с целью совершенствования на единой основе документационного обеспечения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и форм управленческих документов и технологии работы с ними.В соответствии с системой ДОУ и Типовой инструкцией по делопроизводству министерства и организации разрабатывают аналогичные документы с учетом специфики отрасли и конкретной организации.В ближайшие годы планируется разработка новой редакции ГСДОУ как системы норм, требований, положений, регламентирующих основные правила работы с документами на предприятиях и в организациях. Принципиальное отличие будущей системы состоит в том, что она будет представлять собой единый комплекс автоматизированного документирования и документооборота на базе новых информационных технологий (современные текстовые редакторы, электронная почта, автоматизированная номенклатура дел)В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативныхдокументовкасающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:·СемейныйкодексРФ;·Трудовойкодекс;·Федеральныйзаконот 24.07.1998 № 123-ФЗ “ОбосновныхгарантияхправребенкавРоссийскойФедерации”;·ЗаконРоссийскойФедерацииот 10.07.1992 № 3266-1 “Обобразовании”;·ПриказМинобрнаукиРоссииот 15.06.2005 № 178 “Обобеспечении выполнения Комплекса мероприятий пореализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;·Письмо Минобразования Россииот 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;·Письмо Минобразования Россииот 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;·Письмо Минобразования Россииот 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;·Инструктивно-методическоеписьмо Минобразования Россииот 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;·Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступилавсилудляСССР 15.09.1990);·Концепция дошкольного воспитания;·Документы поподготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.Нормативная документация методического обеспечения ДОУ 
Внешняя Внутренняя
Конституция РФСемейный кодекс РФ;Трудовой кодекс;Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ. “Об образовании в Российской Федерации”;Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития”;Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);Концепция дошкольного воспитания;Типовое положение о ДОУ; 1. Лицензия на образовательную и медицинскую деятельность в ДОУ 2. Устав ДОУ. 3. Договор ДОУ со школой. 4. Должностные инструкции педагогических работников. 5. Положение о совете ДОУ. 6. Положение об общем родительском собрании. 7. Положение о родительском комитете. 8. Положение о попечительском совете. 9. Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ. 10. План работы ДОУ на учебный год. 11. Положение о должностном контроле в ДОУ. 12. Приказы, распоряжения по ДОУ. 13. Положение о порядке приема детей в ДОУ. 14. Положение о педагогическом совете. 15. Положение о методическом объединении педагогических работников. 16. Положение об аттестационной комиссии педагогических кадров. 17. Положение о кружковой работе. 18. Порядок проведения оздоровительной работы. 19. Договор ДОУ с «Центром диагностики и консультирования». 20. Договор ДОУ с учреждениями дополнительного образования. 21. Положение о порядке организации учебных занятий воспитанников в студиях (театр, изо, танца и т.д.). 22. Положение об экспертном совете (при органе управления образованием). 23. Положение о порядке проведения экспериментальной работы. 24. Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг ДОУ. 25. Положение о методическом кабинете. 26. Паспорт методического кабинета. 27. План-программа развития ДОУ. 28. Перспективный план работы старшего воспитателя ДОУ. 29. Материалы по ФГТ и ФГОС. 30. Планы работы методиста, специалистов ДОУ на год. 31. Планы работы ДОУ с социумом (с родителями, СОШ, ЦДиК, ОУ ДО). 32. Перспективные планы работы педагогов с детьми по всем разделам и возрастам. 33. Образовательная программа ДОУ. 34. Диагностические материалы.
21 ноября 2020 в 00:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.